Что выгоднее: свой автомобиль, каршеринг или поездки на такси

свое авто или такси Без рубрики

Хочу рассмотреть варианты

Почти все советы на тему: “Что лучше …”, начинаются со слов: “Пойми что тебе нужно, что именно ты хочешь …”. Вопрос, конечно, правильный, но по сути понять это и есть самое сложное!

Поэтому когда меня спрашивают: “Что именно ты хочешь?”.
Я отвечаю: “Хочу рассмотреть варианты”.

Итак, рассмотрим варианты. Прежде всего определим, что рассматривать ситуацию мы будем в разрезе 3-х плоскостей.

В данном вопросе есть как минимум 3 составляющие:

  • Математика. Сухой финансовый расчет, сравнение вариантов.
  • Психологический фактор. Готовность терпеть неудобства, умение планировать, уровень самооценки, гибкость мышления, наличие цели.
  • Стратегическое планирование. Речь про инвестиции, долгосрочное планирование.

Есть другие детали, которые могут повлиять на решение, например — полное отсутствие дохода/сбережений, крайне хрупкое состояние здоровья, наличие детей, которых нужно возить каждый день по разным частям города, прочие особые обстоятельства. Тоже самое касается ситуации когда машина — это средство заработка. В таких случаях выбирать особенно не приходится.

Кроме того, все эти рассуждения актуальны для городских жителей и практически бессмысленны для тех, кто живет в деревнях, поселках городского типа. Там скорее всего нет каршеринга, а такси только маршрутное (из города в город).

Базовый математический расчет

Сразу к делу! Сухой расчет и сравнение вариантов можно объединить в Таблице. При этом стоит заметить, что приведенные цифры лишь приблизительные, со временем могут меняться, но пропорции остаются. Этого достаточно для сравнения.

Важные вводные данные:

  • Водитель со стажем 10 лет (возраст 35 лет), гражданин России.
  • Машина новая, эконом класса (в среднем 1,5 млн руб), застрахованная (КАСКО), тип топлива — бензин (стандарт АИ-95).
Вид транспорта5 тыс. километров7,5 тыс. километров15 тыс. километров30 тыс. километров
Своя машина120 000 Р/год
10 000 Р/МЕС
24 Р/км
132 000 Р/год
11 000 Р/МЕС
17,6 Р/км
156 000 Р/год
13 000 Р/МЕС
10,4 Р/км
204 000 Р/год
17 000 Р/МЕС
6,8 Р/км
Каршеринг78 000 Р/год
6 500 Р/МЕС
15,6 Р/км
117 000 Р/год
9 750 Р/МЕС
15,6 Р/км
234 000 Р/год
19 500 Р/МЕС
15,6 Р/км
468 000 Р/год
39 000 Р/МЕС
15,6 Р/км
Такси96 000 Р/год
8 000 Р/МЕС
19,2 Р/км
144 000 Р/год
12 000 Р/МЕС
19,2 Р/км
288 000 Р/год
24 000 Р/МЕС
19,2 Р/км
576 000 Р/год
8 000 Р/МЕС
19,2 Р/км
Таблица 1 — Общие расходы в зависимости от ежегодного пробега, Волгоград*?

Вид транспорта5 тыс. километров7,5 тыс. километров15 тыс. километров30 тыс. километров
Своя машина120 000 Р/год
10 000 Р/МЕС
24 Р/км
132 000 Р/год
11 000 Р/МЕС
17,6 Р/км
156 000 Р/год
13 000 Р/МЕС
10,4 Р/км
204 000 Р/год
17 000 Р/МЕС
6,8 Р/км
Каршеринг110 000 Р/год
9 166 Р/МЕС
22 Р/км
165 000 Р/год
13 750 Р/МЕС
22 Р/км
330 000 Р/год
27 500 Р/МЕС
22 Р/км
660 000 Р/год
55 000 Р/МЕС
22 Р/км
Такси160 000 Р/год
13 333 Р/МЕС
32 Р/км
240 000 Р/год
20 000 Р/МЕС
32 Р/км
480 000 Р/год
40 000 Р/МЕС
32 Р/км
960 000 Р/год
80 000 Р/МЕС
32 Р/км
Таблица 2 — Общие расходы в зависимости от ежегодного пробега, Москва*?

* без учета остаточной стоимости, вложений в покупку. Таблица 1 справедлива для многих крупных городов России, Таблица 2 отражает ситуацию для Москвы, Санкт-Петербурга.

Современные расчеты во многом совпадают с аналитикой сервиса Яндекс (конца 2020 года). Видим, что есть пограничные цифры, где личное авто становится менее выгодным, чем каршеринг и даже такси:

  • При поездках в год 5 000 км и менее (в Москве) любой личный авто ДОРОЖЕ Каршеринга. Также такси Эконом, Комфорт и даже Комфорт+ дешевле содержания машины стоимостью более 2,5 млн руб.
  • При поездках на общую дальность 30 000 км/год и более (в Москве) личный авто (до 2,5 млн руб) значительно дешевле, чем каршеринг и такси.

Пороговое значение для маленького города (Волгоград) 7500 км в год (625 км в месяц, 21 км в день), при этом минимальные ежемесячные затраты будут очень близкие (почти 10 тыс Каршеринг, 11 тыс своя LADA GRANTA, 12 тыс такси Эконом) шаг 1 тысяча рублей.

Почему так? Потому что затраты на личное авто складываются из 2-х глобальных составляющих — фиксированные и динамические. Фиксированные затраты компенсируются только в случае большого пробега (более 7500 км/год для Волгограда).

Затраты на личное авто

Если решили купить автомобиль, то вам придется учесть бюджет на его содержание.

1. Фиксированные. Те, что вы платите даже если машина просто стоит (от 30% суммарного бюджета):

  • Упущенный доход.
  • Старение или уменьшение остаточной стоимости.
  • Транспортный налог.
  • Парковка.
  • Страховка (ОСАГО, КАСКО).
  • Техосмотр.

2. Динамические. Те, которые зависят от пробега, условий эксплуатации:

  • Амортизация ТС.
  • Топливо (7-10 литров за каждые 100 километров).
  • Техническое обслуживание автомобиля.
  • Штрафы за нарушение ПДД.
  • Мойка.
  • Непредвиденные траты.

Подробнее о расчетах на содержание авто читайте статью здесь.

Недорогие экономичные автомобили по состоянию на 1-й квартал 2023 года:

  • Цена около 1,5 млн. руб. LADA (Granta, VESTA, XREY, Largus), Chevrolet NIVA, Chevrolet Cobalt, Volkswagen Polo, Kia (Picanto, RIO), SKODA Rapid, Renault Logan и другие.
  • Цена около 2 млн. Hyundai (Creta, Elantra, Sonata), Renault Kaptur, Kia (RIO, Soul, Ceed), Toyota Corolla, также кроссоверы/внедорожники Suzuki Vitara, Nissan Terrano, Уаз Patriot.
  • Цена 2,5 млн. и более. Kia Sportage, Hyundai Tucson, Nissan Qashqai, Toyota RAV4, Kia Optima, Audi A3 или А4, Mazda 6.

Далее идут довольно дорогие модели с высоким коэффициентом TCO — Toyota Land Cruiser Prado, Range Rover Evoque, Volvo XC90, Mercedes-Benz (почти все модели) и так далее. Из класс Комфорт, LUX можно отметить Mercedes-Benz GLC Coupe, затраты на владение которой почти такие же как на Volvo V90 Cross Country или Toyota HighLander.

Ежегодные статьи расходов, на авто при пробеге 20 000 км/год
(без учета остаточной стоимости), авто эконом класса.

Диаграмма расходов
Диаграмма расходов

Если не покупать КАСКО, не тратиться на парковку, мойку, не нарушать правила ДТП теоретически можно сократить расходы более чем на 30%. Но в таком случае увеличиваются риски, время поиска “бесплатной парковки”, ухудшается эстетический вид авто.

Для автомобилей премиум класса КАСКО может составлять львиную долю ежегодных расходов, более 60%.

Затраты на каршеринг

Каршеринг — это система аренды автомобиля на короткое время. Выгодно пользоваться каршерингом тем, кто не хочет тратить деньги на покупку и содержание собственного автомобиля, но все же иногда нуждается в автотранспорте.

Плюсы и минусы каршеринга

Плюсы:

  • Не нужно покупать, содержать автомобиль.
  • Берете на короткое время, только когда он вам нужен фактически.
  • Возможность выбора! Любой автомобиль, различных классов / моделей.

Минусы:

  • Оплата за каждый километр проезда и/или минуту.
  • Нет возможности модернизировать машину по своему желанию (сдирать наклейки).
  • Ловить момент! Не знаете на 100% какой автомобиль будет доступен в нужное вам время.

Вариант каршеринга удобен и экономически оправдан для больших городов, с развитым сервисом. В маленьких городах миллионниках, где всего 1-2 компании пользователи часто жалуются на грязные машины, плохую работу операторов, технические сбои (например, не могут завершить поездку). Но возможно со временем уровень обслуживания станет более высоким.

Каршеринг выгоден, для поездок на короткие расстояния менее 7500 км в год (для городов миллионников).

По статистике, для многих пользователей средняя цена одной поездки составит порядка 300 рублей (15-20 км, 30-60 минут).

Затраты на поездки на такси

Старое доброе такси! Для тех, кто не хочет обременять себя заботой о собственном авто. Поездки на такси могут быть дороже, чем поездки на своей машине или каршеринге, если нужно часто/много передвигаться.

Плюсы и минусы такси

Плюсы такси:

  • Не нуждаетесь в покупке, содержании собственного автомобиля.
  • Не нуждаетесь в знании маршрута, навигации — свободные руки.
  • Можете оставить все переживания о правилах дорожного движения.

Минусы такси:

  • Нужно оплачивать каждую поездку.
  • В некоторые моменты такси может быть недоступно.
  • Не можете менять маршрут, делать произвольные остановки во время поездки (по крайней мере бесплатно).

Как сэкономить на такси? Лайфхаки, которые экономят до 40%, вот некоторые:

Яндекс.Такси. Функция “с попутчиком” — 30%

  • Выбирать “рекомендованные” места посадки/остановки — 10%
  • Подписка на Музыку (только для Комфорт), промокоды.
  • InDriver — попутчики.
  • Голосовать на улице — 40%

Правда, не всем понравится ехать с незнакомым человеком (таксист, попутчик).

Общее сравнение преимуществ

Способ перемещенияЦЕНЫ
min на 2023 г.
ПлюсыМинусы
Личный автомобиль6,8 Руб/кмСвобода перемещенияБольшие ежегодные обязательные платежи
Выгоден при поездках на больших расстоянияхВременны́е затраты
Удобен для семьиНаличие рисков, связанных с лишением владения (угон)
Каршеринг15,6 Руб/км (Волгоград)
22 Руб/км (Москва)
Выгодный тариф для коротких поездокФраншиза при оплате дорожно-транспортных происшествий
Не требует расходов на топливо, обслуживание, налогиРиск оплаты за повреждения прежнего арендатора
Удобен для дорог без пробокВ поминутных тарифах нужно платить за пробки и время для поиска парковки
Такси19,2 Руб/км (Волгоград)
32 Руб/км (Москва)
Свободное время за счет выделенной полосы, не надо прогревать ТС самомуПовышенный тариф в период высокого спроса
Не требуется водить самомуНевыгодность для больших расстояний
Нет финансовых рисков, связанных с ДТПСубъективные факторы (забытые вещи, конфликт с водителем и прочее)
Таблица 3 — сравнение преимуществ

Психологический фактор

Разница в затратах между разными вариантами может быть не слишком большая, в таком случае психологический фактор играет решающее значение.

Важное наблюдение: вопросы о рентабельности часто возникают у владельцев старых автомобилей, когда железный конь начинает ломаться, требовать дорогостоящего ремонта.

Большинство расчетов затрат, которые можно найти в интернете основываются на владении новым автомобилем. Потому как очень сложно вычислить сколько потребуется вложений в подержанное авто, которому 15, 20 или более лет. Здесь все становится слишком индивидуально и непредсказуемо.

Однако есть важные факты:

  • Большинство автовладельцев РФ меняют авто хотя бы раз в десятилетие.
  • Специалисты рекомендуют тратить примерно 15-20% вашей зарплаты на транспортные расходы.
  • Опыт зарубежных коллег. Расходы только увеличиваются по мере старения автомобилей: ежегодные автомобильные опросы Consumer Reports за 2021 год показали, что 12-месячные расходы на обслуживания и ремонт 10-летнего автомобиля почти вдвое превышают траты на 5-летний автомобиль.
    https://cost-of-use.ru/total-cost-of-ownership/

Популярным становится мнение, что личные вещи лишь “отягощают” нашу жизнь. При этом аренда дает ощущение свободы. Несколько вопросов для самопроверки:

  1. Ощущение надежности. Личный автомобиль всегда в вашем распоряжении (хотя и может неожиданно сломаться), для кого-то это крайне важное условие — ощущение полного контроля ситуации, даже если за это нужно немного “переплатить”.
  2. Мера успеха. Да, это стереотип: “Крутая машина = успешный владелец”. Есть масса примеров типа Feodor Ingvar Kamprad (основатель ikea), который приехал за наградой «Бизнесмен года», на городском автобусе. Но все же, далеко не каждый обладает настолько твердой самооценкой, чтобы быть способным выдержать давление окружающих, культурных/семейных представлений о том, каким должен быть “хороший человек”.
  3. Навыки планирования/ведения бюджета. Считать, записывать, искать что дешевле, планировать. Уже само наличие таких способностей выделяет человека на фоне большинства. К сожалению, многие люди просто не умеют и не хотят ничего планировать, живут “по воле волн”. Честно признавшись себе в этом, можно как минимум избежать разочарований.
  4. Наличие цели. Менять что-то мы готовы только в том случае, если есть цель — скопить деньги на квартиру, купить что-то очень важное и т.д. Именно так мыслят многие молодые люди, но в более старшем возрасте ничего не хочется менять, даже если это выгодно.
  5. Гибкость. Желание чего-то новенького или наоборот страх перемен, могут быть значимой силой в принятии решений. Чем менее человек гибкий, тем удобнее для него консервативные решения.

Возможно есть другие веские обстоятельства, влияющие на конечное решение. Но эти 5 вопросов точно стоит задать себе, чтобы яснее понять: “зачем мне это надо?”

С философской точки зрения можно даже судить о характере человека по тому какое авто он выбирает. Подробнее в статье “Психология выбора авто”.

Когда автомобиль не средство передвижения, а капиталовложение

Умение планировать — ценный навык! Умение придерживаться планов — еще более ценный навык. Говоря о финансовом планировании, можно рассматривать машину не только как средство передвижения, но и как семейный капитал, актив.

В таком случае вопрос, “что выгоднее” — приобретает несколько иной формат, который обязательно включает в себя:

  • инвестиции.
  • расходы на владение.
  • риски.

Учет расходов на амортизацию (для определения остаточной стоимости), упущенных доходов добавляет к регулярным расходам на авто 20-30%. Так например:

  • Инвестиции 1 млн. руб под 10% дают 100 000 руб, ежегодно (+капитализация). Упущенная выгода — 8 333 руб./месяц.
  • Снижение стоимости автомобиля после покупки составляет порядка 10-20% ежегодно. Общие потери за 5 лет могут составить 40-75% от первоначальной суммы.
  • Хотя также стоит учесть инфляцию, порядка 20%. На практике это цифра сопоставимая с процентом удорожания новых авто той же самой модели. Бывает новая машина, купленная в 2022 через год фактически стоит даже дороже. Но при этом такая же без пробега с салона тоже дорожает, как и остальные.

Таким образом, если учитывать полную картину — инвестиции, потерянные выгоды и другое — такси и каршеринг становятся более привлекательным решением. Пограничное ежегодное расстояние сдвигается до значений 6,5 — 10 000 км/год. (на 30%) А при учете покупки подержанного авто эта цифра увеличивается еще на 30-50%.

Альтернативные способы передвижения

На чем быстрее доехать до работы? Есть несколько простых решений:

Электромобиль, велосипед, общественный транспорт (автобус, метро), электросамокат, мотороллер, пешком.

Выводы

Итак, что дешевле собственный автомобиль, каршеринг или такси?

Короткий ответ:
Чтобы принять лучшее решение, нужно знать какое расстояние вам требуется преодолевать в течении 1 года. Менее 5 000 км? Значит каршеринг и/или такси выгоднее. Более 7500 км? Тогда новый автомобиль эконом класса (до 1,5 млн руб) заметно сэкономит ваш бюджет!

Конечно, в этом вопросе много деталей и частных случаев — наличие детей, психологические аспекты, текущие условия аренды авто, заказа такси, город проживания, наличие стартового капитала… Выбор зависит от индивидуальных потребностей и желаний каждого человека. В любом случае, необходимо сделать расчеты и выбрать наиболее выгодный для вас вариант.

Если в семье 2 водителя (муж и жена), каршеринг может стать хорошей альтернативой второму автомобилю.

Если ваша работа, жилье и все жизненно необходимые объекты инфраструктуры находятся в одном районе (в радиусе 15-20 км), возможно вам и не нужен личный транспорт!

Такси / Каршеринг могут быть выгоднее, чем покупка подержанного автомобиля старше 15 лет с большим пробегом. Особенно если в среднем вам нужно преодолевать расстояние не более 25 км ежедневно.

Источники

  1. Иссследование Яндекса https://yandex.ru/company/researches/2020/auto-cost
  2. Стоимость владения автомобилем аналитика агентства Автостат.
Оцените статью
COST-OF-USE
Добавить комментарий